Государственный ансамбль танца «Вайнах» — кавалер Ордена имени первого Президента ЧР, Героя России А.А. Кадырова, кавалер Ордена Звезда Иордании, лауреат премии Правительства Российской Федерации, обладатель Гран-При международных конкурсов и фестивалей.
«Вайнах» … сколь значимо название легендарного ансамбля, сколь много заложено в этом слове: в нем нрав и обычаи народа, его культура и традиции, в нем край отцов, величественный и прекрасный. Горы и долины, быстрые реки, ледники и лавины, срывающиеся со скал – таков Кавказ – горный край, изрезанный тысячами ущелий и долин, населенный десятками разноязычных народов. Среди этих народов с незапамятных времен между снежными вершинами Главного Кавказского хребта и долинами Терско-Кумской низменности живут чеченцы, издавна называющие себя вайнахами (в пер. с чечен. «наш народ»)
Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни вайнахов, сопровождая их в радости и в горе, в будни и в праздники. Самобытная культура, традиции и обычаи чеченцев, трепетно хранимые народом, передавались из поколения в поколение.
Кладезью национального искусства чеченского народа на протяжении вот уже 75 лет является известный не только на родине, но и за ее пределами Государственный ансамбль танца «Вайнах».
История ансамбля берет свое начало в августе 1939 года. Тогда в столице Чечено-Ингушетии в городе Грозный был создан профессиональный коллектив — Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца. Его создание явилось закономерным результатом духовного развития чеченского народа.
Ансамбль создавали корифеи танцевального и песенного искусства – такие, как известный исполнитель характерных танцев Ваха Дакашев, драматург Абдула Хамидов, Ваха Татаев, бывший в то время министром культуры ЧИАССР. Первоначально коллектив состоял из большого хора и пятнадцати пар исполнителей народных танцев. Музыкальное и песенное народное искусство занимало большую часть репертуара ансамбля. Художественным руководителем и главным дирижером творческого коллектива был Александр Халебский, тогда еще молодой музыкант и композитор, испытывавший глубокий интерес к мелодиям Кавказа, в особенности, к чеченским и ингушским.
Первая гастрольная поездка Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца состоялась в 1940 году. Молодые артисты выступали перед зрителями Москвы, Воронежа, Курска, Ивановской области. В основу их репертуара легли произведения советских композиторов, созданные на основе чечено-ингушского фольклора.
Известные на весь Кавказ чеченские танцовщики Андарбек Садыков, Ваха Дакашев, Гелани Юсупов и другие воистину прославили чеченский народный танец в широком его понимании. Своими искрометными, виртуозными, в истинно народном духе, танцами они притянули на сцену людей, склонных к искусству, а его поклонников – в зрительный зал.
И только было заговорили о них и о достоинствах чеченского танца, вобравшего в себя характер, душу народа, как чеченцев оторвали от родных мест и выслали в 1944 году в Казахстан и Киргизию.
В тяжелейший период депортации чеченцев ансамбль прекратил свое существование. И лишь в 1956 году начался процесс его восстановления. По всей Средней Азии среди чеченцев и ингушей был объявлен конкурс, который проходил в городе Алма-Ата. Вскоре артисты, прошедшие тщательный отбор, среди которых были музыканты, танцоры, вокалисты, вернулись на свою историческую родину. Свой первый концерт в восстановленной Чечено-Ингушетии ансамбль дал в 1958 году в зале филармонии Грозного.
За годы своей деятельности ансамбль прошел большой творческий путь, постоянно работая над репертуаром, обогащая его образцами истинно народного музыкального искусства. Школу ансамбля «Вайнах» прошел народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, блестящий мастер хореографии, легендарный танцор Махмуд Эсамбаев. В коллективе ансамбля песни и танца в свое время работали такие выдающиеся артисты, как популярная исполнительница песен народов Востока Марьям Айдамирова, талантливые певцы: Султан Магомедов, Саид Шаипов, Валид Дагаев, музыкант и композитор Умар Димаев, прославленные танцовщики, исполнители характерных танцев: Боклу Ибрагимов, Магомед Гичибаев, Идрис Цицкиев, Султан Абдулсаламов, Шита Эдисултанов, Зулай Сардалова.
Неоценимо большой вклад в дело восстановления и дальнейшего творческого развития ансамбля, и чеченского искусства в целом внесли прославленные балетмейстеры того времени Отари Мунджишвили и Георгий Дзыба. Хореографическая композиция «Под небом вайнахов» в постановке Георгия Дзыбы спустя несколько десятилетий остается одной из лучших работ ансамбля. Благодаря своему удивительному педагогическому таланту Георгию Каплановичу и Отари Шалвовичу удалось воспитать целую плеяду прекрасных танцовщиков, выдающихся балетмейстеров, известных своей неутомимостью деятелей культуры и искусств Чечено-Ингушетии.
В 1969 году ансамбль возглавил выпускник ГИТИСа Топа Хамитович Элимбаев. Удивительно талантливый балетмейстер, умелый организатор, автор многих выдающихся хореографических постановок, он двадцать пять лет руководил коллективом. За эти годы репертуар ансамбля обогатился танцами народов Кавказа и Советского Союза. «Вайнах» стал пропагандистом музыкально-танцевального искусства не только Чечено-Ингушетии, но и народов всей страны. С 1971 года он стал развиваться в одном жанре искусства – хореографии. Тогда-то Государственный ансамбль танца и стал называться «Вайнах». В танцевальном коллективе к тому времени насчитывалось около 150 артистов.
Вместе с лучшими профессиональными коллективами страны ансамбль принимал участие во многих всесоюзных и всероссийских фестивалях. За высокое исполнительское мастерство «Вайнах» был удостоен Государственной премии Ленинского комсомола.
Расширилась и география гастролей – коллектив побывал во многих странах мира: Аргентине, Мексике, Перу, Сан-Сальвадор, Коста-Рике, Панаме, Португалии, Германии, Чехословакии, Иордании, Кении, Мозамбике, Сирии, Турции и других странах.
Одним из самых знаменательных событий в истории ансамбля были гастроли, состоявшиеся в Чехословакии, а затем в Сирии и Иордании, где проживает много наших соотечественников. Концерты ансамбля проходили при полных аншлагах. В знак благодарности чеченскому народу и за высокое исполнительское мастерство коллектив в 1975 году был удостоен Ордена «Золотая звезда высшей степени» Хашимитского Королевства Иордании.
А в 1988 году за новую концертную программу в постановке Топы Элимбаева ансамблю «Вайнах» была присуждена Государственная премия ЧИАССР в области литературы, искусства, архитектуры и кинематографии.
Художественному руководителю и главному балетмейстеру ансамбля Топе Элимбаеву в результате глубокого изучения истоков народного искусства удалось создать целостный, яркий спектакль, основанный на органическом синтезе музыки, народной песни и танца. Такая попытка была предпринята ансамблем впервые и увенчалась огромным успехом. Эта программа с интересом была принята зрителями и получила высокую оценку прессы и общественности.
Свежие краски и большой вклад в это яркое впечатляющее зрелище внесли также композитор Зайнди Чергизбаев, возглавивший оркестр ансамбля, молодой балетмейстер Аднан Мажидов, а также артисты ансамбля: Докку Мальцагов, Лидия Айдамирова, Рамзан Ахмадов, Лариса Цахилова, Адаш Мамадаев, Рамзан Абазов, Магомед Макаев, Гапур Темирхожиев, Турко Хасимиков, Асет Асхабова, Ваха Идрисов, Иса Алимгожиев, Сулумбек Исламов и многие другие. Яркие артисты, все на подбор красивые, статные, талантливые ковали славу ансамбля.
Своей работой ансамбль «Вайнах» дарил людям радость. Ему рукоплескали во всем мире. Он стал визитной карточкой чеченского народа, его гордостью и культурным достоянием. «Вайнах» языком танца выражал душу нашего, его эстетические и этические представления, его отношение к жизни. Этим предопределяется и постоянный успех коллектива у зрителя.
В зените славы на долю ансамбля «Вайнах», равно как и на долю всего чеченского народа, выпали страшные времена перемен, войн, разрухи, растянувшиеся на многие годы.
В тяжелые для Чеченской Республики 1994 — 1996 годы художественным руководителем «Вайнаха», брошенного к тому времени на произвол судьбы, был назначен Рамзан Ахмадов. Коллектив оставался без средств существования (зарплата не выдавалась), сценические костюмы износились. На плечи артистов и художественного руководителя легла задача — справиться с трудностями своими силами. Приняв на себя всю ответственность за сохранение одного из старейших коллективов России, Р. Ахмадов достойно справился с этой задачей. А иначе и быть не могло, потому как двадцать четыре года работы в «Вайнахе» связали тесными узами Рамзана Аюбовича с легендарным коллективом, а за плечами был огромный творческий опыт и глубокая преданность искусству.
«Я врос в «Вайнах» корнями. Ансамбль был для меня семьей. 24 года я проработал здесь артистом и два года руководителем. Это были очень плодотворные годы. Школа прославленного танцевального коллектива мне многое дала для творческого роста, — вспоминает народный артист РФ, кавалер Ордена имени первого Президента ЧР А.А. Кадырова Рамзан Ахмадов. – После первой войны Топа Элимбаев уехал в Москву. И я был назначен художественным руководителем «Вайнаха». После смены руководства в ведомстве культуры Ичкерии я оставил эту должность. И спустя два года, вернувшись вновь в сферу культуры, создал детский хореографический коллектив «Даймохк», юные артисты которого сумели за короткое время покорить сердца не только своих сограждан, но и зрителей европейских стран».
Шло время, но никакого просвета, ни в общественной жизни республики, ни тем более в сфере культуры не предвиделось. Напротив, «ичкерийцы» запрещали концерты, вводили чуждые нашему обществу ваххабитские нормы поведения. В этот период, в 1996 году художественным руководителем «Вайнаха» был назначен Аднан Мажидов, за плечами которого балетмейстерский факультет Государственного института театральных искусств им. А. В. Луначарского (ГИТИС) и большой творческий опыт в ансамбле.
На долю нового худрука выпало нелегкое время. Сфере культуры не выделялось никаких средств. Многие учреждения культуры были разрушены. Часть костюмов ансамбля в первую военную кампанию были разворованы. Латаные костюмы, истрепавшийся реквизит, старые музыкальные инструменты — в таких условиях ансамбль «Вайнах» продолжал свою творческую деятельность. Условий для работы артистов, практически, не было: репетиции проходили в неприспособленных, неотапливаемых залах. Но, несмотря на все эти трудности, каждый из артистов творческого состава осознавал огромную историческую ответственность за сохранение самобытного танцевального искусства чеченского народа, сохранение легендарного ансамбля. И лишь благодаря мужеству и преданности артистов, их высокому чувству патриотизма в тяжелые и смутные годы первой военной кампании и последующих шести лет, в экстремальных условиях в Грозном, не получая даже заработную плату, им удалось сохранить творческий потенциал и приумножить славу ансамбля «Вайнах». Подтверждение тому – победы на престижных международных конкурсах народного танца: в Турции – «Бурса – 98» и в Италии – Гран-при «Агриженто – 99».
С сентября 1999 года по февраль 2001 года в связи с военными действиями на территории Чеченской республики работа ансамбля «Вайнах» приостанавливалась. Многие из артистов вынуждены были покинуть республику, спасая свои семьи, они разъезжались по разным уголкам страны.
По окончании военных действий, благодаря усилиям лично первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова и содействию Министерства культуры Российской Федерации в феврале 2001 года в Нальчике, в пансионате «Нарт» ансамбль «Вайнах» возобновил свой творческий процесс. Задача перед коллективом стояла нелегкая. За время вынужденного простоя артисты вышли из сценической формы, полностью была утеряна материально-техническая база. Состояние артистов и членов их семей было удручающим. Ведь тяжело пережить такую трагедию, потеряв все состояние: дом, имущество, скитаться по палаточным лагерям для беженцев, не имея достаточных средств существования. Однако ставка, сделанная первым Президентом А-Х. Кадыровым на ведущий творческий коллектив республики – ансамбль «Вайнах» была оправдана в полной мере.
Начав возрождение республики с культуры и спорта, Ахмат-Хаджи поднял, прежде всего, дух чеченского народа – это с одной стороны. А с другой – сломал страшный стереотип, созданный поджигателями войны, о чеченцах.
В марте 2001 года в пансионате «Нарт» города Нальчик коллектив ансамбля приступил к восстановлению концертной программы. Это удалось сделать в рекордно короткие сроки, благодаря титаническим усилиям артистов, которых вдохновляло, что руководством республики им уделялось повышенное внимание.
В том же году по инициативе министерства культуры ЧР и личном содействие Президента республики А-Х. Кадырова и поддержке министра культуры РФ М.Е. Швыдкого было принято решение перевезти ансамбль в Анапу, на базу отдыха творческого объединения «Премьера». Здесь был замечательный балетный зал, построенный для художественного руководителя Большого театра Ю. Григоровича. Это был беспрецедентный случай, такого внимания к коллективу никогда прежде не было. Ансамбль за короткий срок восстановил концертную программу. За это время были изготовлены концертные костюмы, реквизит, приобретены музыкальные инструменты. Через неполные два месяца (18 мая 2001 года) в городе Краснодар в прекрасном зале состоялся первый концерт «Вайнаха». В том же году коллектив начал концертную деятельность по городам Северного Кавказа, выступал в Москве.
По возвращению ансамбля на родину, Ахмат-Хаджи Кадыров распорядился о благоустройстве в пунктах временного проживания, прежде всего, артистов ансамбля вместе с их семьями. Коллективу «Вайнаха» президент ЧР подарил комфортабельный автобус «Мерседес», а также выделил в Грозном новое помещение – Концертный зал по пр. Исаева.
29 марта 2002 года в Москве в ГТКЗ «Россия» состоялся юбилейный концерт ансамбля, ставшего символичным. Это свидетельствовало о возобновлении не только культурных контактов с Чечней, но и о возвращении чеченских артистов к полноценной творческой жизни. А летом 2002 года прошли двухмесячные гастроли «Вайнаха» по городам Франции, где коллектив ансамбля принял участие в восьми международных фестивалях фольклора.
«Вайнах» вновь заблистал среди ведущих творческих коллективов России. За большой вклад в дело возрождения хореографического искусства ЧР Указом Ахмат-Хаджи Кадырова были присвоены почетные звания ЧР 12 артистам «Вайнаха». Ансамбль стал принимать участие во всех значимых мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня. Его концерты проходили всегда с большим успехом.
Важное событие в творческой жизни ансамбля произошло 21 июня 2006 года – новая концертная программа творческого коллектива была удостоена премии Правительства РФ в области искусства. С ней коллектив побывал во многих городах России и зарубежья. Интересная по содержанию, яркая, зрелищная программа позволила зрителям разных уголков мира глубоко понять и оценить культуру и ментальность чеченцев.
Огромный вклад в дело возрождения и развития ансамбля внесли педагоги и балетмейстеры: Гапур Темирхожиев, Турко Хасимиков, Асет Асхабова, Алимжан Балатмурзаев и многие другие; также артисты оркестра: Х. Атцаев, З. Гаджиев, М. Хасиханов и др.
В 2009 году Государственный ансамбль танца «Вайнах» отметил юбилейную дату – 70-летие со дня основания. Заслуги ансамбля были отмечены высокой наградой. Указом Главы ЧР, Героя России Р.А. Кадырова от 29.11.2009 г. «За выдающийся вклад в развитие искусства, национальную и общечеловеческую культуру, выдающееся мастерство, получившее международное признание» Государственный ансамбль танца «Вайнах» получил высшую награду республики – Орден А.А. Кадырова. Тогда же были присвоены почетные звания ЧР талантливым молодым танцорам, а также сделаны ценные подарки и материальные вознаграждения всему составу ансамбля. В числе отмеченных званиями «Заслуженный артист Чеченской Республики» плеяда талантливых исполнителей сложной и современной хореографии, те, кем коллектив ансамбля по достоинству может гордиться: АбумуслимАвторханов, ШамсанурМагомадов, Адам Шабаев, Иса Хайдукаев, Майса Исмаилова, Аминат Закриева, Седа Хайтаева, Заира Хасуева, Румиса Чупалаева.
Глава республики Рамзан Ахматович Кадыров уделяет особое внимание сфере искусства. Построены прекрасные здания театров, библиотек, концертных залов, музеев. Для «Вайнаха» тоже построено специальное здание в центре столицы. Улучшена не только материальная сторона, но и, что немаловажно, приоритетными в сфере культуры стали духовная, нравственная составляющая, сохранение, в частности, в народных танцах традиций и обычаев чеченского народа.
В плотном графике работы Рамзан Ахматович находит время, чтобы встретиться с артистами «Вайнаха». Он интересуется репертуаром ансамбля, творческими планами артистов, бывает на их репетициях, очень точно подмечает детали танца, делает необходимые замечания. В национальном чеченском танце и музыке не должно быть ничего чужеродного, несвойственного нашей культуре – таковы главные требования Рамзана Ахматовича к артистам. Коллектив «Вайнаха» справляется с поставленной целью. Его концерты проходят при полных аншлагах. Изящество, грация, великолепие костюмов, отточенное мастерство чеченского танца, мастерского по своему хореографическому замыслу, зажигательные мелодии в виртуозном исполнении оркестра народных инструментов… Сколько вдохновения «Вайнах» дарит зрителю!
На протяжении последних лет прославленный танцевальный коллектив являлся участником ежегодного фестиваля «Созвездие России» в странах Европы: Франции, Нидерландах, Бельгии. В феврале 2014 года ансамбль «Вайнах» внес свою лепту в исторически важное событие страны – ХХII зимние Олимпийские игры – принял участие в культурной программе игр в числе прославленных коллективов России. В марте «Вайнах» выступил в Турции на традиционном празднике «Навруз», выступал в столице Татарстана – г. Казань, в составе творческой делегации республики побывал в Москве, где проходили Дни культуры Чеченской Республики, выступал в столице Казахстана – Астане и в республике Крым в рамках мероприятий, посвященных Дням культуры Чеченской Республики.
Творческую делегацию Чеченской республики, во многих из перечисленных выездов в стране и за рубежом возглавлял министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев. Министр с особым вниманием относится к творческой деятельности ансамбля «Вайнах», ставя перед артистами главное требование, – бережное отношение к народной хореографии, музыке, сохранению национальной культуры нашего народа.
С декабря 2013 по сентябрь 2015 года обязанности художественного руководителя исполнял народный артист ЧР Гапур Темирхожиев.
Новое назначение произошло около трех месяцев назад. Планов у нового руководства ансамбля народного артиста ЧР Аднана Мажидова много. Это, прежде всего работа над программой, куда войдут новые хореографические постановки различных авторов с их оригинальным почерком, характером и стилем. Из долгосрочных планов – работа над музыкальным оформлением хореографических полотен, разработка новых творческих проектов, повышение профессионального мастерства артистов балета.
Перед Государственным ансамблем танца «Вайнах» поставлена высокая планка, и эту планку творческий коллектив своим упорным трудом, высоким профессионализмом старается держать, ибо за плечами коллектива триумфальная история ансамбля, являющегося визитной карточкой Чеченской Республики. Звездная поступь «Вайнаха» продолжается. И нет сомнения, что будущее ансамбля будет достойным продолжением его славного прошлого.